В чешской Остраве второй день бастуют водители Пассажирского предприятия

Участники забастовки в Остраве

С первой минуты первого дня первого летнего месяца началась, обещанная профсоюзами, забастовка водителей общественного транспорта остравского пассажирского предприятия. Профсоюзы транспортников решились на этот шаг после почти полуговодовых безуспешных переговоров с руководством предприятия. Требования профсоюзов банальны — повышение заработной платы. Руководство фирмы отказалось повысить уровень зарплат водителей на требуемых профсоюзами пять процентов и утверждает, что предложенные полтора процента — максимум, что может позволить себе городской бюджет.

Нужно заметить, что даже между водительским составом по поводу необходимости этой крайней меры существуют разногласия. Кто-то считает, что забастовка лишь негативно повлияет на отношение пассажиров и начальства к водителям, кто-то верит заявлениям города, что дополнительных финансовых средств взять просто неоткуда. Часть водителей не желает потерять выделок,  ведь каждый неотработанный день — это ощутимое снижение суммы к выплате в рассчетном корешке. Некоторые водители резонно опасаются потери рабочего места. Речь идет о сотрудниках на испытательном сроке, длящемся 3 месяца с момента поступления на работу, а также о тех, у кого на руках срочный договор. И в первом, и во втором случаях предприятие может отказаться от сотрудничества с потенциальными «смутьянами» без каких-либо объяснений и проволочек.

Незадолго до объявления забастовки, руководство провело опрос водительского состава на предмет участия в протестных акциях. На основании результатов опроса было принято решение о введении на дни протестов выходных графиков, когда на линию выпускается значительно меньший объем подвижного состава, а, следовательно, предоставлялась возможность обеспечить работу транспорта за счет водителей, не принимающих участия в забастовке. Одновременно с этим, некоторые маршруты были продлены на более отдаленные конечные для сокращения продолжительных воскресных интервалов на данных участках. Таким образом, удалость избежать полного транспортного коллапса. Тем не менее, пассажиры ощутили на себе ухудшение транспортного обслуживания, подолгу ожидая на остановках трамвай или автобус.

Участники забастовки блокировали движение в центре города

Участники забастовки блокировали движение в центре города

В это время, утром 1-го июня, в центре города собиралась толпа бастующих. Одетые в сигнальные жилеты, водители криками и скандированием высказывали свое недовольство. Спустя некоторое время, около 300 участников протеста двинулось по направлению к городской мэрии. Проходя по одной из центральных улиц города, они блокировали движение трамваев и прочего транспорта неторопливым переходом «зебр» с одной стороны улицы на другую. Покрикивая на своих коллег в кабинах, они призывали к поддержке забастовки. Акция протеста продолжалась перед зданием остравской мэрии.

В этот день не было достигнуто компромисса. Руководство предприятия внесло предложение о повышении уровня зарплат на 3 процента, одновременно с этим поставив условие о сокращении отпуска водителей на 3 дня. Профсоюзы, в свою очередь, настаивали на своих изначальных требованиях . В связи с этим, забастовка продолжалась и на следующий день. По данным прессы, 2-го июня в ней приняло участие уже около 500 человек. Сценарий протестов был, по существу, таким же, как и в предыдущий день. По некоторым данным, поход демонстрантов сопровождало несколько инцидентов с полицией, требовавшей от участников дать возможность проехать транспорту.

Вместе с продолжающимися протестами растет напряжение между водителями и общественностью, вынужденной второй день подолгу стоять на остановках и толкаться в переполненных салонах общественного транспорта. Атмосферу раскаляют и заявления городских властей о том, что водители берут пассажиров в заложники, а также многие СМИ, представляющих бастующих в подобном свете. Лишь изредка можно слышать слова понимания от жителей города, согласных с тем, что другого пути добиться своих требований у транспортников просто нет.

Нужно заметить, что данное событие проходит в непростой для Чехии период непопулярных правительственных реформ, целью которых является залатать дырявый государственный бюджет и результатом которых, по мнению многих экспертов, может стать ощутимое снижение благосостояния общества вплоть до обнищания некоторой ее части. Стремительному росту необходимых расходов населения перестал отвечать уровень роста заработных плат.

О дальнейшем развитии событий постараюсь проинформировать вас в последующих постах.

Хотелось бы добавить от себя только то, что главным минусом забастовки, по моему мнению, является слабая ее организация со стороны профсоюзов,  которые свели агитацию и убеждение водителей к распостранению довольно неубедительных (опять же, на мой взгляд) информационных листовок. Естественно, что в отличие от стран Западной Европы, имеющих богатый опыт массовых забастовок, чешские профсоюзы, по существу, только учатся на деле отстаивать права трудящихся. Их недостаточная влиятельность, вместе с далеким от совершенства трудовым законодательством, ведут к оправданным опасениям за свое будущее многих работников. Именно «половинчатость» забастовки, когда транспорт в городе, пусть «с грехом пополам», но работает, может свести на нет все усилия протестующих.

Оставьте комментарий