Проблемы с отоплением салона

Уже второй осенне-зимний сезон в остравских трамваях работает полуавтоматическая система обогрева салона, введенная для оптимизации работы отопительных приборов, поддержания приятного микроклимата в вагоне, экономии электроэнергии и избежания неправильного выбора режима обогрева водителем.  Обязанности последнего теперь сводятся к включению в начале и отключению в конце смены переключателя отопления салона, расположенного в кабине. Следующим звеном является центральный диспетчер, который, при понижении температуры ниже установленной величины, посылает радиосигнал, на расстоянии активизирующий систему обогрева. И третьим, главным для начала работы отопительных элементов, условием является включение, вновь для этой цели установленного, термореле в самом вагоне. Это реле, при соблюдении двух выше описанных условий, включает и выключает отопление салона в зависимости от реальной температуры внутри вагона.

Возможно, у кого-то уже возник вопрос — для чего в данном процессе необходимо участие водителя и диспетчера, когда регуляция работы системы обогрева — прямая задача термореле. Это логично, но…

У водителя должна остаться возможность оперативно отключить систему отопления при внештатных ситуациях, необходимости опустить пантограф (исключить «вытягивание» эл.дуги) или же при длительных отстоях на конечных.

Вмешательство диспетчера логическому объяснению поддается уже в меньшей степени. Существуют внутренние нормы предприятия, по которым диспетчер обязан выдать приказ к включению обогрева при понижении температуры воздуха ниже определенной величины. После установки системы полуавтоматического обогрева приказ был заменен активизацией системы при помощи радиосигнала. Сделано это, по всей видимости, и вследствие того, что работа многих термореле не отличается надежностью и точностью. Дабы предупредить включение обогрева при «неположенной» температуре и соблюсти соответствующие нормы, в цепочку и был включен центральный диспетчер.

Как я уже заметил, работа термореле на многих вагонах оставляет желать лучшего. Трудно сказать, связано ли это с известным стремлением предприятия экономить «не на тех вещах» и, как следствие, приобретение дешевого и некачественного оборудования, или же неудачным выбором места установки реле, где оно не способно четко реагировать на изменения температуры. Правдой остается факт, что теперь водителям часто приходится выслушивать жалобы пассажиров по поводу работы отопления. В некоторых вагонах люди спасаются от жары, открывая форточки и вентиляционные люки, в других же выражают свое недовольство по поводу холода и требуют от водителя, чтобы тот включил отопление. И если в первом случае тот может исправить положение, выключив на некоторое время обогрев салона из кабины, то включить «спящее» термореле просто не в его силах.

Иллюстрацией выше описанной проблемы может послужить моя последняя смена на поезде из двух вагонов Т6А5. Добавлю еще, что включение термореле и, следовательно, отопительных элементов, подтверждается загоранием зеленого светодиода в кабине. Температура в этот день была чуть выше нуля и, поскольку зеленый светодиод загорался раз в получас на 5-6 секунд, температура в салоне мало чем отличалась от той уличной. Зато в заднем вагоне было приятно тепло и светодиод весело горел каждый раз, когда я на конечной заходил во второй вагон. Два раза мне пришлось выслушать диалоги пассажиров, сетовавших друг другу на холод в трамвае, но до непосредственных жалоб мне, как водителю, на этот раз не дошло. Сколько их подумало о том, что нерадивый и злой трамвайщик их специально держит в холоде, я могу лишь догадываться.

Как иронию можно воспринять то, что в самом конце смены, когда я уже без пассажиров следовал в депо, загорелся «зеленый» и в первом вагоне и я услышал типичное потрескивание обогревательных элементов. Выйдя в салон на смотровой канаве, я, в конце концов, почувствовал тот уют, которого так не хватало моим сегодняшним пассажирам. Еще добавлю, что мастер по ремонту, выслушав мои объяснения по поводу работы отопления, лишь пожал плечами и сказал, что с этим ничего не поделать — просто так работает реле и до его включения, по всей видимости, температура не была достаточно низкой. На мое возражение, что во втором вагоне отопление работало всю смену, он отреагировал словами, что нельзя все реле настроить абсолютно одинаково, поэтому и срабатывают они при разной температуре. В общем, все осталось так, как было.

Есть ли какой-то прок предприятию в этой системе? Трудно сказать. Определенно, она негативно подписывается на отношениях между пассажирами и водителями, которые и так оставляют желать лучшего.

2 Responses to Проблемы с отоплением салона

  1. А как решается задача обогрева стёкол в кабине?

    • У большинства типов ПС это обдув стекол теплым воздухом от калорифера, причем привод общий на обогрев кабины и стеклообдув, что не очень удобно. Только у вагонов TRIO (может быть и у его предшественника — ASTRA, тоже изготовленным заводом Шкода. В нашем депо их нет, поэтому точно сказать не могу) лобовое и правое стекла кабины с внутренним обогревом.

Оставьте комментарий